Анатолий Солоницын
Голосов: | 1429 |
---|---|
Дней в рейтинге: | 1607 |
Комментариев: | 3 |
Фотографий: | 1 |
Рейтинг за месяц: | 0.000 |
Анатолий Солоницын, фильмография.
Год | Название |
1972 | Солярис |
1974 | Зеркало |
1974 | Свой среди чужих, чужой среди своих |
1979 | Сталкер |
Биография Анатолий Солоницын
Анато́лий (О́тто) Алексе́евич Солони́цын (30 августа 1934, Богородск, Горьковский край — 11 июня 1982, Москва) — советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР.
Биография
Родился в городе Богородске в семье поволжских немцев. После окончания студии при Свердловском драматическом театре в 1960 году Анатолий поступает на службу в театр и с 1960 по 1972 год служит в театрах Свердловска, Минска, Новосибирска, Таллина. С 1972 по 1976 год — актёр театра им. Ленсовета. Был женат три раза. От браков родилось два ребёнка. Умер от рака лёгких.
Анатолий Солоницын дебютировал в кино на Свердловской телестудии в первой картине Глеба Панфилова «Дело Курта Клаузевица» в 1963 году. Но настоящий успех пришёл позже, когда Андрей Тарковский снял Солоницына в роли Андрея Рублёва. Солоницын сам «пробился» к Тарковскому. Прочитав сценарий «Рублева» в «Искусстве кино», он взял отпуск в театре и двинулся из Свердловска в столицу. И, что называется, глянулся Андрею Арсеньевичу. Утвердить никому не известного актёра на главную роль режиссёру стоило больших трудов. Его отговаривал даже Михаил Ромм, против были члены многочисленных художественных советов. Неожиданно кандидатуру Солоницына поддержали историки: из предложенных Тарковским двадцати фотопроб разных актёров ученые дружно указали на Солоницына.
Создать образ гениального русского иконописца, каким видел его режиссёр, было очень непросто. Зритель не видит Рублева с кистью в руке, он вообще не совершает поступков, только созерцает, раздумывает, разговаривает с Феофаном Греком о самом важном — о Боге, о любви к людям.
После «Андрея Рублёва» Солоницын стал, как говорится, нарасхват: актёра охотно снимают Александр Алов и Владимир Наумов, Никита Михалков и Лариса Шепитько, Вадим Абдрашитов и Александр Зархи. Фильмография Солоницына насчитывает почти полсотни картин. При этом в течение двенадцати лет Солоницын сменил целый ряд провинциальных театров. Но многое в театральных нравах не устраивало, раздражало актёра. "Двуликость людей театра волнует меня всё больше и больше, — писал он в дневнике. — «Говорят одно, делают другое. В театре бытует выражение — „завоевать положение“. Я пришёл в театр не завоёвывать, а работать, творить».
Андрей Тарковский писал Григорию Козинцеву: «Меня очень заботит судьба Анатолия Солоницына. Это актер новосибирского „Красного факела“, который снимался у меня в роли Андрея. Он в ужасном состоянии — несмотря на то, что сыграл за это время много серьёзного, вплоть до Бориса Годунова, — и уходит из театра для того, чтобы перейти в Таллин в Русский театр. Но его мечта — Ленинград и театр, где режиссёр Игорь Владимиров. Не могли бы вы посодействовать ему в этом смысле». Григорий Михайлович в ответ обещает потолковать с «нашими худруками»…
В 1972 году на экраны выходит «Солярис» Андрея Тарковского. И опять огромная творческая удача Анатолия Солоницына! Его доктор Сарториус — человек жесткий, прямой. Долг перед истиной (или наукой) для него важнее эмоций и даже морали. Какой убедительности и силы образ создал актёр! В следующей картине Тарковского «Зеркало» Солоницын играет эпизодическую роль прохожего. Андрей Арсеньевич настолько ценил Солоницына, что иногда (как это было в случае с «Зеркалом») придумывал роль специально для любимого артиста. А Солоницын, в свою очередь, преклонялся перед Тарковским и считал наивысшей заслугой максимально точно следовать указаниям режиссёра.
В 1977 г. в московском театре имени Ленинского комсомола Андрей Тарковский поставил «Гамлета». Надо ли говорить, что принца датского играл Анатолий Солоницын. «Непохожий на других Гамлетов советской сцены и экрана последних лет, сосредоточенный, тихий Гамлет А. Солоницына, который редко повышает голос, позволяя себе недолгие всплески гнева или раздражительности, может показаться вялым или даже скучноватым. Однако это именно такой Гамлет, какой нужен Тарковскому», — писал рецензент, высоко оценивая работу исполнителя заглавной роли.
Несомненной удачей стала роль Писателя, сыгранная Солоницыным в фильме А.Тарковского "Сталкер", по мотивам повести бр.Стругацких "Пикник на обочине".
И ещё раз пытался Андрей Арсеньевич снять любимого актёра — на этот раз в телевизионной версии «Идиота» Достоевского, увы, не осуществившейся. Для Солоницына предназначалась роль рассказчика, то есть «автора» романа. Солоницыну пришла в голову сумасбродная идея изменить с помощью пластической хирургии лицо — только для того, чтобы походить на Достоевского. Тарковский заметил, что с лицом Достоевского Солоницыну уже ничего не сыграть. А тот возразил: после Достоевского зачем играть ещё что-то?
Признание и награды
* Заслуженный артист РСФСР (1981).
* «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля 1981 года за роль в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» — номинация «Лучший актёр».
Творчество
Роли в театре
Анатолий Солоницын сыграл в театре более 100 ролей.
Фильмография
1. 1963 — Дело Курта Клаузевица — Курт Клаузевиц
2. 1966 — Андрей Рублёв — Андрей Рублёв
3. 1967 — В огне брода нет — Иван Евстрюков
4. 1967 — Анютина дорога — командир продотряда
5. 1968 — Один шанс из тысячи — капитан Мигунько
6. 1970 — В лазоревой степи — Игнат Крамсков
7. 1971 — Проверка на дорогах — Игорь Петушков
8. 1972 — Гроссмейстер — отец Хлебникова
9. 1972 — Зарубки на память — Ромус Чербуну
10. 1972 — Любить человека — Дмитрий Калмыков
11. 1972 — Принц и нищий — лорд Сент-Джон
12. 1972 — Солярис — Сарториус
13. 1974 — Зеркало — Доктор
14. 1974 — Агония — полковник
15. 1974 — Под каменным небом — полковник Хофмайер
16. 1974 — Последний день зимы — Михаил Соловцов
17. 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — председатель губкома Василий Сарычев
18. 1975 — Воздухоплаватель — Анри Фарман
19. 1975 — Между небом и землей — полковник
20. 1975 — Наследники — Алексей Быстров
21. 1975 — Память — профессор Буров
22. 1975 — Там, за горизонтом — Василий Бочажников
23. 1976 — Восхождение — Портнов
24. 1976 — Доверие — Бочажников
25. 1976 — Легенда о Тиле — Рыбник
26. 1976 — Пока стоят горы — следователь
27. 1977 — А у нас была тишина… — Петруха
28. 1977 — Сумка инкассатора — Иван Тимофеевич
29. 1977 — Юлия Вревская — доктор Павлов
30. 1978 — Поворот — Костик
31. 1978 — Предвещает победу — Вершинин
32. 1978 — Трасса — Сливин
33. 1979 — Сталкер — Писатель
34. 1979 — Телохранитель — Султан Назар
35. 1979 — Бумеранг — шериф Маклейн
36. 1980 — Двадцать шесть дней из жизни Достоевского — Фёдор Михайлович Достоевский
37. 1980 — Из жизни отдыхающих — Чикин
38. 1980 — Сергей Иванович уходит на пенсию
39. 1980 — Таинственный старик — Кондратий
40. 1980 — Он — Харден
41. 1981 — Мужики! — Художник
42. 1981 — Тайна записной книжки — Мартын Мартынович
43. 1981 — Шляпа — отчим Ани
44. 1982 — Остановился поезд — Игорь Малинин
45. 1983 — Великая судьба — Бакич
46. 1983 — Раскиданное гнездо — Незнакомец
Факты, связанные с актёром и его жизнью, добавленные пользователями
Дата | Добавил | Событие |
09/04/2012 00:00 | Алексей | Анатолй Солоницын - русский, родился в семье журналиста Алексея Федоровича Солницына, отв. секретаря "Горьковской правды" (1936-19038), затем корр. "ИЗВЕСТИЙ" И "СОЦ. ЗЕМЛЕДЕЛИЯ"( "Сельская жизнь").Родословная Солоницыных исследована краеведами п. Тоншаево и г. Богородска Нижегородской облласти, где установлено, что Захар Степанович Солоницын - летописец и иконописец второй половины 18 века, прямой предок Анатолия. Имя Отто отец дал сыну в честь полярного исследвователя Отто Юльевича Шмитдта. В зрелые годы, крестившись, он взял имя Анатолий. Подробно смотри в книге Алексея Солоницына, брата Анатолия , писателя - "Повесть о старшем брате", выдержавшую к 2012 году уже пять изданий. |
У Вашего кандидата мало голосов?
Разместите ссылку для голосования на других сайтах, форумах и блогах. Это привлечет к кандидату множество поклонников!
-
Ссылка на страницу кандидата
для вставки на форум -
Ссылка на страницу кандидата
для вставки на свой сайт
Последние комментарии: