Интервью: Стивен Спилберг рассказал о "Тинтине"
Великий режиссер о своем новом творении!
Новый величайший фильм Стивена Спилберга и Питера Джексона „Приключения Тинтина: Тайна Единорога“ уже посмотрели миллионы людей. О нем и рассказали его создатели:
— Как вы вообще встретились?
— Стивен Спилберг: На церемонии «Оскара». Я вручал Питеру награду киноакадемии за лучший фильм — за последнюю часть «Властелина колец».
— Питер Джексон: Да, если хочешь с кем-то познакомиться, то это отличное место. Настоятельно рекомендую. (Смеется.)
— Стивен: Да, думаю, за нашей первой встречей наблюдали где-то 750 миллионов человек. (Смеется.)
— И сразу пришла идея сделать вместе «Тинтина»?
— Стивен: Вообще-то я поздновато узнал про «Приключения Тинтина». Я ничего не знал о них до того момента, пока не закончил «Индиану Джонса: В поисках утраченного ковчега» и не выпустил его в 1981 году. Мне была интересна международная реакция, и мне прислали вырезки из прессы. Тогда во французских рецензиях картину сравнили с чем-то под названием «Тинтин». Я не понимал, что это значит. Тогда я стал интересоваться и открыл для себя эти книжки — по сути, благодаря рецензиям на мой фильм, сравнивающим его с приключенческими историями Эрже. Я сразу же понял, что они имели в виду, и согласился насчет сходства. Прочитал все его рассказы, был совершенно очарован ими и подумал, что из них получатся великолепные фильмы.
С Питером мне давно хотелось поработать, было интересно предложить ему сделать совместный проект про Тинтина, спродюсировать его и в случае успеха срежиссировать один из фильмов. Но я не стал напрямую обращаться к Питеру. Я как бы зашел с черного хода, попросив его компанию WETA создать пробные кадры для первого «Тинтина», самые-самые ранние тесты — знаете, чтобы можно было увидеть, как будут выглядеть Тинтин и Снежок. Для этого они сделали тестовую съемку по технологии motion capture у себя в Новой Зеландии. Спустя несколько месяцев мне прислали запись, я увидел идеального Снежка и (Питер мне ничего не сказал, для меня это было сюрпризом) самого Питера в костюме капитана Хэддока, сыгравшего в тестовой съемке с собакой. В этот момент я понял, что уже заразил Питера бесповоротно, и предложил ему делать фильм вместе со мной. В ответ он вскочил и сказал: «Ты должен увидеть, где я сейчас нахожусь. Я сижу и разговариваю с тобой, а за мной целая библиотека, в которой все до единой книжки Эрже про Тинтина». Вот так это и случилось.
— Питер, чем для вас был Тинтин в детстве?
— Питер: Его можно назвать ролевой моделью. Когда ты молод, то он тот тинейджер, каким ты хочешь стать, а его приключения — это те приключения, в которые ты хочешь попасть. Немного опасные, но всегда экзотичные и захватывающие. Ты встречаешь всех этих ярких героев, и просто невозможно не ассоциировать себя с Тинтином. Мне кажется, Эрже его потому и нарисовал таким простым по сравнению с другими, более выразительными персонажами — круглое лицо, точечки-глаза. Он хотел, чтобы читатель мог ощутить себя в его шкуре. А когда взрослеешь, в его рассказах начинаешь видеть политическую сатиру, замечаешь источники вдохновения Эрже. Когда я читаю его сейчас, могу с девяностопроцентной уверенностью сказать, что он любил голливудские приключенческие фильмы 1930-х годов.
— Стивен: …и немое кино!
— Питер: И немое кино и Бастера Китона! Все эти влияния прослеживаются в книгах. И это и наши со Стивеном источники вдохновения тоже. Я большой фанат Бастера Китона, и, когда Дюпон неудачно и комично шлепается, я знаю, откуда это взялось, и мне это нравится. Возможность погрузиться в этот мир была крайне захватывающей. Ведь что главное: у меня не было гениальных планов и амбиций адаптировать Тинтина под современный мир, наоборот, мы получили шанс погрузиться в его мир, мы стали путешественниками, оказались среди всех этих героев, увидели, как они оживают. Это большая честь и безумно волнительный опыт.
— Стивен: Эрже был такой умница. Посмотрите на его двух близнецов Дюпонов. Они представители власти, у которых нет никакой власти. Эксперты, которые ничего не знают. И они случайно дают Тинтину ключи к разгадке, хотя даже не собирались этого делать.
— Что для вас было главной задачей при экранизации «Тинтина»?
— Стивен: Сохранить дух Эрже. Мы потому и решили использовать технологию анимации — она ближе всего карандашу Эрже и его картинам. Это близкая форма искусства, которая позволила привлечь художников и с помощью цифровых технологий создать и раскрасить нашего Тинтина, сделать рисунок Эрже объемным.
— Питер: Но главным было не просто взять персонаж капитана Хэддока и сделать его трехмерным мультипликационным персонажем. Мы стремились сделать его персонажем из плоти и крови, а это совсем другое дело. Капитан Хэддок, его кожа, его текстура совсем не похожи на то, как люди изображены в картинах Pixar. Он не похож на героев «Гадкого я», например. Мы брали лицо рисованного персонажа — не только Хэддока, понятное дело — и добавляли поры, морщинки, веснушки, щетину, капельки пота. Чтобы персонажи выглядели живыми, чтобы фильм был максимально приближен к обычной картине с живыми актерами, только со странными персонажами, которые вряд ли могли быть реальными людьми, зато очень напоминают персонажей из известного комикса.
— Стивен, это ваш первый опыт работы с performance capture. В том, что касается технологии, вы, наверное, консультировались с Джеймсом Кэмероном?
— Стивен: Я знаю Джима с 1980-х, когда он то ли начинал, то ли только что закончил первого «Терминатора», и с тех пор мы дружим. Он был очень любезен и пригласил меня в свою студию performance capture, когда снимал актеров для «Аватара», и объяснил мне, как все работает. У меня была возможность поиграться с оборудованием, увидеть, как строится изображение. Это было диковато немного — видеть, как этот фильм обретает жизнь. Я не очень много времени провел на площадке — неделю или дней десять в течение трех месяцев. Просто приезжал в Марина-дель-Рей, смотрел, как он собирает свой фильм, и многому научился. Это помогло мне чувствовать себя комфортно, готовясь к съемкам «Тинтина».
— Питер: Знаете, есть кое-что действительно крутое. Все кинематографисты, работающие с новыми технологиями — неважно 3D это, motion capture или что еще, — они все делятся информацией. Нет никакого соперничества. Нет секретов, ведь каждый из нас в итоге хочет рассказать историю, сделать фильм таким, каким он нам видится, и довести свою работу до конца. Но что касается технологии, все очень поддерживают друг друга. Я имею в виду, что всем, чему научились на съемках «Властелина колец» (Элайджа Вуд, Иэн МакКеллен) 10 лет назад, мы поделились с Джимом давным-давно. А потом он ответил нам тем же. Это группа людей, которая всегда поддержит. Очень круто это осознавать на самом деле.
— Стивен, почему ваше творчество во многом связано с детством?
— Стивен: Это отражение связи с ребенком во мне. Мне всегда нравилась та степень наивности или даже, скорее, неопытности взросления. Дети же простодушны, они не подозревают о том, какими ужасными могут быть те или иные условия. Те, кому повезло, не знают о них, но большинство сталкивается с суровой реальностью уже в раннем возрасте. Мне кажется, важно сохранять в себе этот детский взгляд на мир и беречь его, пусть даже суровая реальность и маячит где-то рядом. Те, кто вырос на комиксах про Тинтина, как, например, Питер, умеют это делать. Для многих людей в мире Тинтин открыл, что такое приключение. Они впервые узнали, что есть тайны, есть двуличные герои, а хороший персонаж может обернуться злодеем. «Тинтин» — не в Америке, больше в Европе — был этакими воротами в мир приключений.
— У вас наверняка много общего. Если проследить карьеру Питера, может показаться, что он младший брат Спилберга от кино.
— Стивен: Главная наша общая черта заключается в том, что мы обожаем рассказывать истории. И нам всегда мало. У нас похожее чувство юмора, мы смеемся над одними и теми же шутками, мы оба выросли на Гарольде Ллойде, Бастере Китоне, Чарли Чаплине. У нас схожие истории — мы оба начинали с восьмимиллиметровых камер, мы одинаковым путем пришли к пониманию того, что хотим заниматься кино.
— Питер: Я занимался этим, чтобы уйти от реальности. У меня не было братьев или сестер, и так я развивал свое воображение. Когда подрос, то понял, что хотел бы иметь кого-то, чтобы у моих детей были дядюшки и тетушки, которых у них нет. С другой стороны, не будь я единственным ребенком в семье, вряд ли у меня был бы шанс стать режиссером.
— Стивен: А у меня противоположная ситуация с тем же результатом. У меня было три младших сестры, они сводили меня с ума и, наверное, довели до кино! Я убегал от них, брал камеру и придумывал фантастические миры, в которых не мог жить в реальности.
— А не страшно было браться за абсолютно неведомый жанр и абсолютно новую технологию?
— Стивен: Любая новая технология — это страшно. Но для меня гораздо страшнее не совершить этот скачок, не рискнуть, не погрузиться в неведомое, а делать одно и то же изо дня в день. Я лучше рискну и сделаю «Тинтина» с помощью зарождающейся технологии, чем обращусь к старым методам и буду пытаться с помощью толстых слоев грима сделать актеров похожими на персонажей Эрже и снимать на стилизованной донельзя площадке. А аудитория посмотрит и скажет: а почему вы просто не сделали мультфильм?
Интервью: Кинопоиск
Последние комментарии: